Коучинг — не обучение или консультирование, коучинг — это процесс, который помогает человеку стать более осознанным и эффективным в своей жизни. Главная задача коуча не выступать экспертом, а создать условия для того, чтобы клиент смог сам найти оптимальные пути достижения своих целей.
Коучинг применяется в различных сферах: бизнес-коучинг, личностное развитие (life coaching), карьерный рост (career coaching), спорт, здоровье и многих других. В отличии от менторства и наставничества, коучинг — это помощь без передачи практического опыта от опытного специалиста новичку или ученику. Обычно такая помощь оказывается в рамках коротких коуч-сессий, которые могут быть как регулярными так и разовыми.
Как проходят коуч-сессии
Коуч-сессия — это встреча коуча с клиентом, где коуч помогает клиенту разобраться в его целях, задачах или проблемах. Задача коуча не давать прямых рекомендаций, но помогать клиенту самостоятельно прийти к выводам и принять решения. Для того чтобы сессия прошла максимально эффективно, коучи применяют различные модели структурирования беседы. При этом можно выделить общие этапы.
- Начинают всегда с определения цели, задачи или проблемы, с которой нужно разобраться.
- Далее, в зависимости от применяемого фреймворка, коучзадает открытые вопросы, которые стимулируют клиента к размышлениям и осознанию как собственно обсуждаемой цели, задачи или проблемы, так и своих возможностей и ресурсов для ее разрешения. Коуч сосредоточен на запросе, цели клиента, а не на готовых рецептах из своего опыта.
- Обсуждение строится поэтапно, с акцентом на постоянное развитие и движение к выработке решения.
- Итогом сессии является перевод идей и планов в конкретные шаги, которые клиент начнет выполнять с понятным таймингом.
Стандартная продолжительность такой сессии 45-60 минут. Эта продолжительность стала стандартом благодаря следующим факторам:
- Биоритмы человека: Исследования показывают, что средняя продолжительность продуктивной умственной активности составляет около 45–60 минут. После этого времени концентрация на проблеме снижается, проявляются усталость и снижение мотивации.
- Эффективность процесса: За 45–60 минут можно пройти все этапы структурированной модели по выбранному фреймворку (например, GROW или CLEAR), не перегружая клиента информацией.
- Удобство для клиента: Такая продолжительность легко вписывается в расписание занятых людей, особенно в деловой среде.
Современные технологии делают коучинг доступнее: аудио- и видео-конференцсвязь в софтфоне Mango Talker позволяет проводить коуч-сессии в любое время, на любом расстоянии, без потери качества. Благодаря возможностям ip-телефони MANGO OFFICE, коуч и клиент могут в удобном формате обсуждать цели, разбирать кейсы, давать обратную связь и даже совместно работать над документами через экран.
Преимущества очевидны:
- экономия времени на дорогу,
- гибкость графика,
- запись встреч для анализа прогресса и повторного просмотра ключевых моментов.
Корпоративный мессенджер Mango Talker превращает дистанционные встречи в полноценный диалог, где важен не формат, а результат. Коучинг становится ближе и комфортнее — благодаря технологиям MANGO OFFICE.
Как работают профессиональные коучи
Основной профессионализм коуча заключается в правильном выборе фреймворка (модели структурирования сессии), который позволит клиенту оптимально по времени и без лишних эмоциональных затрат осмыслить цель, прогресс, закрепить результаты и наметить следующие шаги. В зависимости от выбранной модели коуч подстраивает содержание задаваемых клиенту вопросов. Модель выбирают на основе запроса клиента, контекста проблемы и целей сессии. Наиболее известны следующие модели (название моделей как правило образовывается от первых букв ее ключевых этапов):
- GROW — популярный и эффективный универсальный фреймворк с четырьмя ключевыми этапами: Goal (Цель), Reality (Реальность), Options (Варианты), Will (Обязательство).
- CLEAR — полезна для работы с эмоциями и поведением с пятью ключевыми этапами: Contracting (Договоренность),Listening (Слушание), Exploring (Исследование), Action (Действие), Review (Обзор).
- OSKAR — ориентирована на решение проблем и развитие сильных сторон клиента с пятью ключевыми этапами: Outcome (Результат), Scaling (Шкала), Know-how (Знания и навыки), Affirm & Action (Подтверждение и Действие), Review (Обзор).
- TGROW — это расширенная версия GROW, которая начинается с обсуждения темы сессии, с пятью ключевыми этапами: Topic (Тема), Goal (Цель), Reality (Реальность), Options (Варианты), Way forward (Путь вперед).
- FUEL — помогает структурировать сложные задачи и больше фокусироваться на бизнес-результатах с четырьмя ключевыми этапами: Frame the conversation (Определение рамок беседы), Understand the current state (Понимание текущего состояния), Explore the desired state (Исследование желаемого состояния), Lay out a success plan (Разработка плана успеха).
- A-B-C-D-E — фокусируется на изменении мышления и поведения, что особенно полезно в личностном развитии. В исследовании оказывается 5 областей внимания: Awareness (Осознание), Beliefs (Убеждения), Choices (Выборы), Decisions (Решения), Execution (Выполнение).
Помимо этих коучинговых инструментов, профессионалы могут, в зависимости от потребности клиента, применять и более широкие модели, например “Колесо жизненного баланса” или НЕМО. Модель NEMO (от Needs, Emotions, Motivations, Outcomes) — это модель, которая помогает глубже понять причины, например, коммуникационных проблем клиента и найти способы их решения. Данная модель может применяться и на групповых коуч сессиях.
В общем случае все эти модели цикличны, подразумевают последовательность выполнения ключевых этапов, и если результат сессии остается невыясненным, то происходит возврат к началу или предыдущем этапу и цикл повторяется снова.
Практическое применение различных фреймворков в коучинге
Рассмотрим более подробно как это может выглядеть на примере моделей GROW и НЕМО. Предположим, что клиент — руководитель отдела продаж, который столкнулся с проблемой: его команда плохо взаимодействует между собой, что приводит к конфликтам и снижению эффективности работы. Клиент хочет разобраться в причинах проблемы и найти способы улучшить коммуникацию в команде.
Как применить модель GROW
Модель GROW состоит из четырех этапов: Goal (Цель) , Reality (Реальность) , Options (Варианты) и Will (Обязательство). На каждом этапе коуч задает клиенту вопросы с определенными целями:
- Goal (Цель) — помогает клиенту четко определить, чего он хочет достичь.
"Какую конкретную цель вы хотите достичь в улучшении коммуникации вашей команды?"
"Как будет выглядеть успех для вас? Как вы поймете, что цель достигнута?"
В итоге должна быть сформулирована цель — создание сплоченной команды, где сотрудники поддерживают друг друга, а конфликты минимизированы.
- Reality (Реальность) — помогает клиенту проанализировать текущую ситуацию, чтобы понять, где он находится относительно своей цели.
"Как сейчас обстоят дела в команде? Что именно происходит?"
"Что, по вашему мнению, является причинами этих конфликтов?"
"Как эта ситуация влияет на работу команды?"
Итогом этапа становится определение текущей ситуации в выбранном контексте — частые конфликты, недоверие между сотрудниками и снижение эффективности работы.
- Options (Варианты) — помогает клиенту нащупать возможные пути решения проблемы.
"Какие шаги вы можете предпринять, чтобы улучшить коммуникацию в команде?"
"Есть ли другие варианты? Например, что можно сделать для улучшения доверия?"
"Какие еще есть варианты?”
"Какие ресурсы у вас есть для реализации этих решений?"
Итогом этапа должен стать список возможных вариантов действий. Если вариантов немного или они недостаточно четко формулируются, обычно полезно вернуться к этапу 1 для уточнения целей и пройти этапы 2 и 3 заново, с новыми данными.
- Will (Обязательство) — на заключительном этапе клиент формулирует конкретные шаги и берет временные обязательства по их выполнению
"Какие конкретные шаги вы готовы предпринять после нашей сессии?"
"Как вы будете отслеживать прогресс?"
"Что самое важное вы возьмете из нашей сегодняшней работы?"
Итог этапа и сессии : Клиент принимает на себя обязательства — Провести встречу с командой в течение ближайшей недели, организовать тренинг по командообразованию в следующем месяце.
Как применить модель НЕМО для коучинга
Модель NEMO будет полезна если нужно помочь глубже понять эмоциональные и мотивационные аспекты проблемы, это обычно важно для работы с командными конфликтами. Больший фокус идет на вопросы про эмоции и ощущения, мотивацию участников конфликтов. На каждом этапе коуч также задает клиенту вопросы:
Needs (Потребности) — помогает клиенту выявить базовые потребности всех участников коммуникации.
"Что каждый человек хочет получить от взаимодействия?"
"Какие эмоции возникают у сотрудников, когда они чувствуют, что их достижения остаются незамеченными?"
Emotions (Эмоции) — помогает анализировать эмоциональное состояния участников
"Какие эмоции возникают у вас во время общения? Как они влияют на процесс?"
"Какие эмоции стоят за этим поведением? Что, по вашему мнению, вызывает эту эмоцию (конкретизируя по ответам клиента)?"
Motivations (Мотивации) — помогает исследовать внутренние мотивы участников.
"Что движет каждым участником? Почему они ведут себя именно так?"
"Какие эмоции стоят за этим желанием? Возможно, это чувство собственной важности или страх быть недооцененным?"
Outcomes (Результаты) — помогает сформулировать ожидаемый результат и план действий.
"Какие эмоции, по вашему мнению, будут преобладать в команде, если она станет действительно сплоченной? Как вы сможете поддерживать эти эмоции?"
"Что ты будешь делать после нашей встречи?"
Как формулировать итог коуч-сессии
Три простые схемы, которые будут полезны для подведения итогов:
"Что сделали — Что дальше": формат подчеркивает ключевые моменты сессии и фокусируется на дальнейших действиях.
Пример: "Сегодня мы разобрали ваш запрос о повышении уверенности в общении с командой. Вы определили свои сильные стороны и нашли три способа улучшить взаимодействие. Ваш следующий шаг — провести встречу с сотрудниками, чтобы обсудить их потребности. Я уверена, что вы справитесь!"
"Осознания — Решения — Действия": подход акцентирует внимание на новых инсайтах, решениях и конкретных шагах.
Пример: "На этой сессии вы осознали, что страх критики мешает Вам делиться идеями. Мы нашли решение — больше уделять внимания подготовке ко встречами. Ваше домашнее задание: записать три ключевых аргумента для предстоящей презентации. Это поможет вам чувствовать себя увереннее."
"Успехи — План — Мотивация": форма подчеркивает достижения клиента, формулирует план действий и добавляет мотивационный акцент.
Пример: "Вы отлично поработали сегодня: смогли четко сформулировать свою цель и определить имеющиеся ресурсы. План на ближайшее время — начать применять новую стратегию постановки задач. Помните, каждый маленький шаг приближает вас к успеху!"
Выводы
Модели коучинга — это инструменты, которые помогают сделать процесс структурированным, целенаправленным и эффективным. Их выбор зависит от запроса клиента, контекста и целей сессии.
- Модели коучинга помогают структурировать процесс
- Каждая модель имеет свои особенности и области применения
- Выбор модели зависит от запроса клиента, контекста проблемы и уровня осознанности.
- Эмоциональный аспект важен в коучинге
- Итог коуч-сессии должен быть четким и мотивирующим
Независимо от выбранной модели, ключевым фактором успеха является активное участие клиента в процессе. Коуч задает вопросы, направляет и поддерживает, но именно клиент формулирует цели, исследует варианты и принимает на себя обязательства по действиям.