phone menu search
close

Выберите способ связи

Вы можете позвонить нам или оставить заявку на обратный звонок


Позвонить   
close

Получить консультацию

Ваше сообщение отправлено!

Нужна ли бизнесу юнит-экономика и как ее посчитать

С помощью формул юнит-экономики вы сможете определить успешность предприятия.  В статье расскажем, зачем бизнесу рассчитывать юнит-экономику, как избежать ошибок и где найти калькуляторы для расчетов.

Что такое юнит-экономика

Unit-экономика — это экономическая модель, которая позволяет быстро определить, окупается проект или нет. Для этого рассчитывают расходы бизнеса на каждую юнит-единицу — покупателя, пользователя или товара. Учитывают затраты на ее привлечение, удержание, производство. Чтобы узнать доходность предприятия, с помощью ряда метрик считают прибыль с каждого юнита.

Зачем и когда нужно считать юнит-экономику

Юнит-экономика необходима, когда нужно выяснить:

Еще юнит-экономика помогает определить, какие каналы продаж работают лучше, а какие хуже. Если из социальных сетей клиентов приходит мало, а затраты на рекламу большие, вероятно, канал убыточный и стоит попробовать что-то другое.

Если вы хотите автоматически получать отчеты о рекламе со всех площадок и анализ продаж в одном сервисе — попробуйте сквозную аналитику MANGO OFFICE. Контролируйте ключевые показатели бизнеса без долгих расчетов с учетом данных из CRM и веб-метрик и увеличивайте прибыль.

Рассчитывать показатели нужно до запуска бизнеса, чтобы понять, будет ли он прибыльным. Это поможет сразу внести корректировки в стратегию и избежать потери бюджета. А фактические цифры после старта бизнеса покажут, сколько компания реально зарабатывает на клиентах.

Какому бизнесу полезна юнит-экономика

Юнит-экономика подойдет любой компании, которая хочет работать «в плюс»: кафе, салону красоты, фабрике мебели, частной медицинской клинике. Не важно, стартап это или компания с большим опытом.

Как посчитать юнит-экономику

Для расчета юнит-экономики понадобятся:


Чтобы рассчитать эти метрики, нужны показатели: средний чек, себестоимость продукта, среднее число покупок за период, дополнительные затраты на привлечение юнитов, показатель конверсии.

COGS

Cost of good sale показывает себестоимость клиента, пользователя или товара и состоит из переменных затрат. Эти переменные затраты могут включать в себя стоимость сырья, которое используют в производстве товара, доставку, проценты для агентов по продажам. Переменные затраты зависят от объема выпуска продукции.

Для расчета COGS надо найти все переменные затраты и сложить их.

Посчитаем метрику на примере небольшой булочной, у которой юнит-единица — батон. Вот какие затраты несет булочная каждый день, чтобы приготовить один батон:

Тогда себестоимость этого хлеба — COGS — 50 рублей.

ARPC

Показатель обозначает выручку, которую компании приносит один клиент за определенный период (допустим, месяц).

Рассчитывается так:

ARPC = (AvP — COGS) x APC — 1s COGS

Где:

Рассмотрим, как рассчитываются эти показатели. AvP показывает, какую сумму денег платит один покупатель за раз. Для его расчета нужно всю выручку за период поделить на количество заказов:

Средний чек = Выручка/Количество заказов

Для APC — все количество заказов делится на всех покупателей. При расчете не важно, сколько заказов делает один покупатель. Важно определить, сколько заказов в среднем приходится на одного человека.

Среднее число покупок = Количество заказов/Количество покупателей

В показатель 1s COGS могут входить бесплатные предложения, скидки, промокоды, тестовые периоды и подарки к заказу. Если нет дополнительных затрат, этот показатель не учитывается.

Например:

ARPC = (AvP — COGS) x APC — 1s COGS = (200 — 50) х 2 — 10 = 290.

В итоге 290 рублей — это прибыль, которую приносит каждый клиент раз в месяц.

ARPU

ARPU показывает средний доход, который получает бизнес от привлеченного рекламой пользователя за период времени.

При этом пользователь — не всегда тот, кто уже что-то купил. Это также человек, который заходил на сайт, но не купил, или еще как-то взаимодействовал с бизнесом. Доход на пользователя считают с учетом конверсии. Формула выглядит так:

ARPU = ARPC x C

Где:

C — конверсия. Она рассчитывается:

C = Покупатели / Пользователи х 100%.

Тогда:

ARPU = ARPC x C = ARPC x (Покупатели / Пользователи х 100%)

Предположим, что клиенты узнали о булочной через таргетированную рекламу в социальных сетях. Рекламный охват — 400 человек, а пришло в булочную за покупкой — 50. Все они получили промокод на покупку первой буханки хлеба.

ARPU = ARPC x C = ARPC x (Покупатели / Пользователи х 100%) = 290 х (50/400*100%) = 36,25.

Получается, каждый пользователь с рекламы принес 36,25 рублей. Но много это или мало, пока рано судить. Нужно посчитать, сколько стоило привлечение каждого пользователя и не превышает ли оно доход.

Доход на одного пользователя с учетом рекламы

CPA (cost per acquisition) — это затраты на рекламу или маркетинг. Это может быть стоимость клика в таргетинге, цена поста у инфлюенсера, стоимость контекстной рекламы. Когда известны CPA и ARPU, можно посчитать доход на пользователя с учетом рекламы.

Доход на пользователя с учетом рекламы = ARPU — CPA.

Вернемся к булочной. Например, из рекламного кабинета Facebook видно, что клик по рекламному объявлению стоит 17 рублей. Тогда доход на пользователя с учетом рекламы равен: 36,25 — 17 = 19,25 рублей.

Вывод: булочная зарабатывает 19,25 рублей на каждом пользователе и окупает привлечение покупателей через таргетированную рекламу, а также производство хлеба.

Расчет маржинальной прибыли

Если из выручки вычесть переменные доходы, можно узнать маржинальную прибыль. В предыдущем пункте мы узнали маржинальную прибыль с одного клиента. Соответственно, для расчета показателя для бизнеса в целом нужно — доход на одного пользователя с учетом рекламы умножить на количество пользователей.

Рассчитаем на примере:

Количество посетителей булочной — 400 человек. Доход на пользователя с учетом рекламы — 19,25 рублей. Тогда маржинальная прибыль равна: 400 х 19,25 = 7 700 р.

Сумма 7 700 рублей — месячная прибыль булочной. Но без учета постоянных расходов: аренды помещения, платы за электроэнергию. Чтобы понять, зарабатывает ли булочная, их нужно посчитать.

Если маржинальная прибыль будет меньше постоянных расходов, значит компания преодолеет точку безубыточности, и бюджет начнет окупаться.

Что важно учесть при расчете для разных сфер бизнеса

Юнит-экономику можно разделить на транзакционную и клиентскую модель. Подходы отличаются главными единицами расчета — юнитами.

Транзакционная модель

Подойдет для бизнеса, который что-то продает или заключает договоры на услуги. Юнит-единица здесь — предмет сделки.

В транзакционной модели мы учитываем переменные и постоянные затраты и считаем маржинальную прибыль. В расчет надо брать только реализованный товар или услугу. Если продажи еще не было, этот товар не учитывается. Также не забывайте правильно подсчитывать доход: если деньги пришли через месяц, учитывается доход в месяц фактической продажи.

Клиентская модель

Модель подойдет для бизнеса с регулярными повторными взаимодействиями с клиентом. Например, сервисы с подписками, информационные продукты. Юнитом в этой модели будет клиент или пользователь — и постоянный, и новый. Клиентская модель показывает, приносит ли клиент или пользователь денег больше, чем вы тратите на его привлечение.

Для расчетов понадобится две метрики — средняя валовая прибыль с пользователя за все время использования продукта (LTV) и стоимость привлечения (CAC). Далее их нужно сравнить. Если LTV больше, чем CAC, значит привлечение оправдывает себя.

LTV считают за определенный период:

LTV = lifetime х ARPU

Где:

CAC = (зарплата отдела маркетинга + зарплата отдела продаж + накладные расходы + вознаграждение фрилансеров + оплата рекламы и других видов продвижения + расходы на платное ПО и онлайн-сервисы) / число новых клиентов

Еще можно рассчитать отношение LTV/CAC. Если оно будет:

Где могут быть ошибки при расчете

Считать нужно не все каналы и не всех клиентов в целом, а каждый в отдельности. Например, юнит-показатели можно рассчитать для людей, которые приходят с рекламы у блогеров или через email-рассылки.

Также не забывайте о затратах на привлечение клиентов — их легко упустить, когда речь идет не о физическом товаре, а об услугах или онлайн-сервисах.

Где найти калькуляторы

Рассчитать юнит-экономику с первого раза не просто. Поэтому можно воспользоваться калькуляторами. Например — Uecalc. Чтобы определить прибыльность бизнеса, достаточно подставить нужные значения.

Калькулятор платный. Но есть демо-версия с неполным набором функций и безлимитным периодом использования.

Еще один вариант калькулятора — QMedia. В нем можно сделать прогноз метрик до запуска проекта или расчет по реальным цифрам. У сервиса понятный интерфейс на русском языке, а все поля подписаны.

Заключение

Юнит-экономика — это набор метрик для быстрого анализа эффективности бизнеса. Зная базовые значения прибыли и затрат на производство продукта, можно избежать банкротства или найти точки роста. Ошибиться в сложных формулах достаточно просто, поэтому лучше использовать инструменты для расчета и брать точные данные из отчетов компании. Эта модель помогает понять, что делать на данном этапе: вкладывать больше денег в рекламу или убирать убыточные каналы продвижения, дорабатывать продукт, бизнес-стратегию.